- КОНСУЛЬТАНТ
- специалист, осуществляющий консалтинговые, т.е. научно-внедренческие, услуги (см. Консалтинг). Содержанием профессиональной деятельности К. является помощь другим видам профессиональной деятельности (управленческой - менеджмент-консалтинг, инженерной - инжиниринг, политической - политический консалтинг и т.д.). Профессиональный профиль К. Т-образен: "верхняя перекладина" буквы "Т" - это инструментарий консультирования, т.е. профессиональное владение методами внедрения своих знаний в деятельность других профессионалов, а "нижняя" - это обладание специальными знаниями в той или иной предметной области (экономика, техника, право и т.д.,). Инструментарий консультирования сформировался как практически ориентированный синтез ряда научных дисциплин, к которым прежде всего относятся психология, социология и теория познания (в ее прикладных вариантах, например системный анализ или теория принятия решений). Различают внешних и внутренних К. Внешние - это независимые консультационные фирмы или индивидуальные К., оказывающие услуги клиентам на основе соответствующего договора. Внутренние К. - это специалисты по экономике и управлению, занятые в штате организации (они составляют аналитическую, "штабную", научно-внедренческую подсистему организации). Преимущества К. по менеджменту перед самими менеджерами следующие: а) независимость, непредвзятость взглядов; б) более широкий кругозор и обладание информацией в различных областях менеджмента и хозяйствования в большей степени, чем у практикующих менеджеров (в силу меньшей загруженности проблемами текущего управления на конкретном предприятии); в) ориентация на широкое изучение и перенос опыта других организаций. Внешние К. обычно объединяются в организационные структуры, которые называются консалтинговыми фирмами. Такие фирмы можно разделить на три типа. Первый тип - это большие многопрофильные компании, осуществляющие широкую практическую деятельность, часто с международной ориентацией. Ко второму типу можно отнести средние по размерам (50-100 занятых) фирмы, специализирующиеся на одном или нескольких видах консалтинговых услуг. Они работают над такими специализированными вопросами, как система оплаты труда, система платежей, налогообложение, маркетинг и т.д. Часто такие фирмы собирают информацию по всему миру, отражая международный характер бизнеса большинства своих клиентов. Третий тип - это небольшие фирмы, которые нашли свою "нишу" на рынке и сконцентрировали усилия на отдельных отраслях промышленности или на выполнении отдельных специализированных функций, что позволяет им успешно конкурировать с большими компаниями. К. активно используются при осуществлении всех форм внешнеэкономических связей, особенно таких, как техническая помощь и иностранные инвестиции.
Внешнеэкономический толковый словарь. — М.: ИНФРА–М, Термика. И. П. Фаминский. 2001.